Религиозные реформы Эхнатона.Подробно.Даю 20 баллов

Религиозная реформа Эхнатона

Реформа Эхнатона (Аменхетепа IV). В первой половине XIV в. до н.э. один из последних фараонов XVIII династии — Аменхотеп IV — предпринял радикальную религиозную реформу, долженствовавшую изменить весь комплекс традиционных религиозных представлений. История религиозной реформы Аменхотепа IV достаточно запутана, однако понятно, что на первом этапе она носила достаточно компромиссный характер. На смену традиционному верховному божеству фиванской династии — Амону(-Ра) — был выдвинут сравнительно малоизвестный гелиопольский солнечный бог Атон. Как полагают, важным основанием для такой модификации пантеона было отсутствие за Атоном влиятельного жреческого сословия и тем самым возможность для фараона получить сравнительную свободу действий. Наиболее ранние дошедшие до нас реформаторские тексты говорят о признании существующего пантеона, лица которого становятся в подчиненное положение к новому верховному божеству. Однако далее реформа начала развиваться по радикальному сценарию — Аменхотеп IV пошел на полный разрыв со жрецами Амона, принял новое имя «Эхнатон» («угодный Атону») и, покинув Фивы, основал новую столицу империи, расположенную ровно в ее центре — город Ахетатон (Телль-Амарна), дав клятву никогда не покидать его пределы. Новый бог, в отличие от всех предшествующих богов египетского пантеона, мыслился богом универсальным и (по меньшей мере, согласно ряду текстов) единственным, исключающим всех иных божеств. Атон, бог Солнца, начисто был избавлен от местечковых черт и антропоморфизма, изображаясь в виде солнечного диска с исходящими от него лучами, заканчивающимися ладонями, обращенными к миру. Реформа вызвала резкое сопротивление не только со стороны жречества, но и традиционной знати (тесно связанной с первым), так что Эхнатон, черпая приверженцев нового культа и в поисках приверженцев своей политики, обратился к самым различным слоям общества, создавая своего рода «новую знать». После смерти Эхнатона (прожившего недолгую жизнь и, вступив на трон молодым, царствовавшего всего 17 лет), реформа быстро сошла на нет — сначала двинувшись путем компромиссов с оппозицией, а в правление второго преемника Эхнатона — юного Тутанхатона, будучи окончательна сведена на нет, а сам фараон принял новое имя — Тутанхамон.

Оцени ответ

Реформа Эхнатона. Зачем? Захватывая соседние народы, гиптяне сталкивались с новыми богами. Нужно было устанавливать их иерархию. Возникла потребность осмыслить это явление, а в итоге и создать универсальное божество - такой тип религии называется "монотеизм", т.е. единобожие Очень близка к единобожию была религиозная реформа Эхнатона, который выдвинул на первый план культ бога - солнечного диска Атона, малоизвестного божества. Покорённые народы не могли воспринять Амона как своего бога, а Атон универсален для всех. Эхнатон выступает как фараон-жрец у своего отца-солнца и отказывается от других божеств Нового царства (за несколькими исключениями).

Эхнатон изменил своё имя (первоначально Аменхотеп, в честь Амона) и имена ближайшего окружения, реформировал культовую практику (возвысил Атона, отождествил себя и солнце), построил новую столицу Ахетатон в Эль Амарне (такое поведение нормально для решительных реформаторов, стоит только вспомнить Петра Великого). Опирался теперь на поддержку не жрецов разных культов, а только на жрецов Атона и на неродовитых людей (их символически называли "сироты"), а жрецов Амона и вообще сторонников всех богов, кроме своего, преследовал.
Реформа оказалась неудачной, поскольку знать и жречество были в основном настроены против неё, народ концепцию единственного и практически абстрактного (диск Солнца!) бога не понимал и был изнурён масштабными проектами строительства и т.п. После смерти Эхнатона довольно скоро реформа его была отменена.

Оцени ответ
Не нашёл ответ?

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету История.

Найти другие ответы

Загрузить картинку
© УрокиЛегко.ru